Городское казачье общество города Зверево

Категории раздела

Мои файлы [7]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


История казачества и Рождества
02.02.2017, 20:32

КАЗАКИ - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Та- наитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникнове- ния нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации разнородных племен, при создании единой народности казачьей и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источниках подвергалось только незначительным изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных В..В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первоначальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным скифским значением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака и потому следующее греческое начертание «Касакос» можно трактовать, как вариант предыдущего, более близкий к современному. Смена приставки «кос» на «кас» очевидно, причины чисто звуковые (фонетические), особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - «Белые олени». От глубокой древности и до наших дней жизнь Казаков связана с северо- западной частью Скифии Азиатской. Перемещения их предков в ранний кочевой период позначены «торческими» курганными погребениями с одним конем. Они указывают первоначальное переселение в III-II в. до Р. Хр. из Закавказья на Сев. Кавказ, где их племена начали постепенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате процессов, которые в археологии принято называть «внедрением Сарматов в среду Меотов», на Сев. Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип особой народности, делившейся наряд племѐн, известных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др. В пятом веке, после нашествия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ними перешли и «торческие» погребения. Распространились они и в верхнедонскую лесостепь, где арабские историки в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы, через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гуннам, Болгарам, Казарам и Асам- Аланам, в царстве которых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Гудуд ал Алэм). Там же среди них окончательно восторжествовало христианство, после апо- стольской проповеди св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за Волги Печенегов и принудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Печенегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними переселилась на Нижний Дон. По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера» (по Ригельману). Казачий антропологический тип и каза- чья разговорная речь формировались в обстановке количественного преобладания Приазовских Славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны» надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский. В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступившего против него, киево- новгородского князя Ярослава и стал государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объединяла в своих границах все племена Коссаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монархия начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Казак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора века после этого оставался независимым государством. Это колы- бель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же центральной степной части государства, занятой Половцами. ото- шли в лесостепь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в качестве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою очередь, часть населения державы Томаторканской скрылась в Кры- му и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны коло- ний. С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались на их стороне и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них появились и магометане. Под властью ханов Донские Казаки оставались до конца четырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше. Те и другие должны были выполнять некоторые служилые и хозяйственные повинности. Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек. Это побудило их принять участие в восстании Московского князя Димитрия. Однако, разгром войск Мамая на Куликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения для Руси и стал роковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Перекопские Казаки отложились от Крыма после того, как ха- ны покорились власти султана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом, рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских. Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого сто­ летия. От этих дат жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих «речных республик» на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности. Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Литве и Польше. Они с готовностью служили интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде «жалований», «привилеев», земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, «Литвы», Поляков и постепенно растворялись в их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя «сынами Тихого Дона», и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVIII вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого века. Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается ста- рая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покоренными Поляки.

 

 

6 января Сочельник — вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многи- ми традициями и обрядами. В рождественский сочельник Церковь предписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается Рождественский пост. По традиции трапезу начинают с появлением первой звезды, в память Вифле- емской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа. Обычаи этого дня Как только загорелась первая звезда, Иисус Христос пришел в мир, можно начинать праздник. Еда обставлялась особыми символическими обрядами. Перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. Потом он зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку соломы или сена. (Солома и необмолоченный сноп — обязательный атрибут праздника — знаменуют собой пробуждение и оживле- ние творческих сил природы). Возвратившись с охапкой соломы (или сена), он засти- лал ею избу, лавки. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов. Все блюда были постными. Перед иконами ставили необ- молоченный сноп ржи (как символ нового урожая) и кутью. Варили кутью из пшени- цы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жиз- ни. Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов. После этого семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза. Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами. Кутью ели первой. Каждый из присутствующих за столом должен был съесть хотя бы одну ложку кутьи. Согласно легендам, тогда этот человек будет жить во здравии и бла- гополучии весь наступающий год. После ужина, который обычно длился 3—4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по поверью, также приходили на рождественскую кутью. На стол в этот вечер подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем крас- ный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. Борщ, грибной суп ели с ушками или пирожками с грибами, а также сочнями — жаренными на конопляном масле мучными лепешками. Под конец трапезы на стол ставили сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной, все блюда постными - жаренными на постном масле или заправленными им, без мясной основы, без молока и сметаны. Не пода- вались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. По окончании вечери начинались колядки. Девушки и парни собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами, а иногда и в избах песни в честь праздника. За это им давали день- ги, хлеб, потчевали водкой. Кроме деревенской молодежи в колядках принимало участие и сельское духовенство. В сочельник крестники шли навещать своих крестных отцов и матерей, по- здравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те в свою очередь угощали крестников и дарили им деньги. Если же крестные жили далеко и не было возможности навестить их, то крестники приходили к родственникам крестных. В старину сочельник был наиболее, чтимым семейно-родовым праздником, скром- ным, тихим, проходящим в благовоспитанной беседе за столом и заканчивающимся очень рано. Сочельник принято было ознаменовывать добрыми делами: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и тюрьмы. Приметы этого дня Накануне Рождества гадали и проделывали много магических действий. Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным перевяслом, чтобы они хорошо родили. Считалось грехом от Рождества до Крещения ткать, охотиться на зверей и птиц. Было замечено: за сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 7 января В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие: родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестествен- ным образом от Девы Марии, Богородицы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, нака- нуне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают Святки — свя- тые дни (12 дней), в течение которых отмечается праздник. С этим светлым, добрым праздником связано много всеми любимых обычаев и традиций. Обычаи этого дня Колокольчики. Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквах всего мира раздается колокольный звон, но не для изгнания злых духов: таким образом люди приветствуют пришествие Христа. Рождественские свечи. Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли, силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются до­ полнительным символом значимости Иисуса как Света мира. Праздник для птиц. Эта традиция не только несложна, но и направлена на поддержание в зим- нюю стужу птиц. Согласитесь, совсем неплохо разделить свою радость в праздник Рождества с другими живыми существами. Непосредственно в Рождество либо нака- нуне птицам выносят семена или крошки хлеба. Этот ритуал призван привлечь удачу в новом году, да и праздничное оживление на улице добавит веселья в доме. Рождественские подарки. У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дари- телем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Са­ турналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта-Клаус, Бефана (итальянский Санта-Клаус жен­ского пола), рождественские гномы, различ- ные святые. Если верить старой финской легенде, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка. Не стоит и нам забывать этот обычай, ведь дарить подарки не менее приятно, чем их принимать. Рождественская елка. Предполагают, что первые неукрашенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о елке связано с монахом, святым Бони­ фацием. Бонифаций читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопо- клонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он сру- бил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все дере- вья, кроме молодой ели. Бонифаций представил это событие как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа». В дальнейшем Рождество в Германии отмеча- лось посадкой молодых елей. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Первый гость — это первый человек, который заходит в дом и «впускает» Рож- дество (в некоторых странах эта традиция относится не к Рождеству, а к Новому го- ду). Иногда такого человека даже специально нанимают, чтобы все было сделано надлежащим образом, так как есть суеверие, связанное с первым гостем. Первый гость должен держать в руке еловую веточку. Он входит в парадную дверь, проходит через дом и выходит через заднюю дверь. Ему преподносят хлеб-соль или какой-то небольшой подарок как символ гостеприимства. Первый гость обязательно должен быть темноволосым мужчиной. Если на Рождество первой гостьей стала женщина — это плохая примета. Рождественское полено. Этот обычай отчасти устарел в связи с изменившимися условиями жизни, однако те, кто имеет возможность разжечь в Рождество очаг, может его поддержать. Рождественское полено должно быть срублено главой семейства, а не куплено у кого- то. Оно должно сгорать в камине вместе с остатками прошлогоднего рождественско- го полена. Полено должно гореть все двенадцать дней Рождества. Существует суеве- рие, что, если человек увидит свою тень, отбрасываемую от камина, где горит поле- но, без головы, он умрет в следующем году. Считается, что пепел рождественского полена излечивает болезни и оберегает жилище от ударов молнии. Рождественские гадания. Святки в народе традиционно считались лучшей порой для гаданий и предска- заний на весь будущий год, а порой и на более длительное время. В эти дни гадали и об урожае, и о благосостоянии. Молодые девицы гадали на суженого. Примечали, как проходит каждый из двенадцати дней Святок, а потом сопоставляли их с двенадцатью месяцами предстоящего года. В богатых семействах было принято дарить друг другу подарки на каждый из двенадцати дней. Колядки. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что «везут деду ужин». Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядующих, каждый с котом- кой через плечо, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев, кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери. Колядующие пели особые песни и читали стихи, прославляющие Рождество и обещающие радость, счастье и благосостояние хозяевам дома, а взамен получали гостинцы и мелкие монеты. Колядками называли и печенья в виде фигурок животных и птиц — «коровки», «козули» и т. д. Самую большую колядку уносили в хлев и оставляли там до Крещения. На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом. Остальными колядками награждались ряженые и коля- дующие, приходящие в дом, за их песни. Ряженые ходили по домам. Рядились все: молодые и старые, мужчины и жен- щины. Наряжались солдатом, мужиком, цыганкой, барыней, кучером и т. п. Устраи- вались гадания и другие забавы. Замужние и нестарые женщины ходили ряжеными в другие деревни, позво- ляя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма непри- личным. Чтобы не быть узнанными, либо разрисовывали лицо сажей, либо наклеива- ли усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски. Обязательно среди ряженых был медведь с поводырем. По вечерам с гармонью и балалайкой ряженые ходили в гости к знакомым и родственникам, пели, плясали, величали хозяев. Праздничный стол. На Рождество принято готовить и есть птицу: утку, гуся, курицу, индейку. Этот обычай имеет очень древнее происхождение. Птица считалась символом жизни. Съесть птицу — значит продлить жизнь. Ели много и вкусно. Когда-то на Руси непременным рождественским угощени- ем был поросенок, начиненный кашей, или кабанья голова с хреном. В каждом доме выпекали горы пирогов и всевозможных пирожков — для многочисленных гостей и для тех, кто придет колядовать. Приметы этого дня Если первый день коляд (Рождество) ясный, будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет — урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд, летом будет много гри- бов; если в другой половине дня посыплет град, горох будет большой, если снег — будут хорошо роиться пчелы. Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным. На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут. Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля). Считалось, что, если на Рождество первой войдет в хату женщина (из чужих), весь год будут хворать бабы в той хате. На Рождество обычно надевают красивую, чистую рубаху, но не новую, а то не жди урожая. Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

Категория: Мои файлы | Добавил: kazakzverevo
Просмотров: 390 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта